ТАСС сообщило, что исследования показали увеличение выручки предприятий малого и среднего бизнеса по итогам прошлого года. Динамику снижения выручки показали несетевые точки по продаже алкоголя и мороженого.
Президент Благотворительного фонда «Соотечественник» политолог Александр Босых предполагает, что подобные тенденции отчасти вызваны причинами общественного характера:
— На слуху скандалы, периодически вспыхивающие вокруг крупных продуктовых сетей массмаркета. Неадекватное поведение охраны, частый обсчет покупателей, грубое отношение персонала, просроченный товар — лишь часть жалоб потребителя на бездушность больших сетевых магазинов.
Политолог считает, что крупному бизнесу важен объем продаж, они берут дешевизной товара, а вот на покупателя ориентира нет, страдает сервис:
— Люди обратили внимание на продукцию неизвестных производителей, которые развивают небольшие собственные производства и сами же реализуют продукцию. Это в хорошем смысле возврат средневековье, когда в районе был свой кузнец, свой пекарь, свой мясник. Люди знали в лицо, у кого они берут продукцию, и продавцы тоже осознавали персональную ответственность. От качества того, что они произвели и реализовали сегодня, зависит количество покупателей, которое придет завтра.
Александр босых отметил, что, как правило, покупатель более лоялен к производителю товаров местного уровня, к ремесленнику, человеку «из соседнего двора»:
— Я с удовольствием бы покупал хлеб, одежду и другие товары у людей, которые живут со мной рядом и производят продукцию своими руками. Мне лично приятней приобрести товар у такого человека, чем в большой сети, которой, по сути дел, на меня наплевать.