Генеральный директор АНО «Центр стратегических проектов» Елена Годовых в интервью сетевому изданию «MOS Today» прокомментировала инициативу сенаторов по формированию гражданской позиции у школьников с целью учета общественных потребностей при выборе профессии. По данным статистики, лишь 40% россиян ориентируются на свои желания при выборе профессии, поэтому Елена Годовых подчеркивает, что изучение истории, культуры Родины и понимание экономических, политических и исторических процессов, связанных с нашей страной, является важной частью профориентации.
— Здесь очень важно не скатиться в популистские лозунги вроде «любить Родину». Главная задача — продемонстрировать реальные возможности, где государство может быть полезно ребенку, а ребенок в будущем сможет быть полезен государству. Необходимо, чтобы разговоры с ребятами были честными, потому что именно когда они осознанно понимают, что могут сделать для Родины, какие есть возможности в стране для их реализации, какие навыки будут востребованы в будущем и какие актуальны сейчас, тогда формируется и любовь к Родине, и патриотизм, и гражданская позиция. Здесь должна быть честная профориентация, где мы показываем, что дети могут сделать и какой результат это даст. Начинать нужно с малых дел, с задач, которые можно внедрять не только в производственной сфере, но и в социальной, например, когда ребята могут реализовываться через проектную деятельность, — подчеркивает Елена Годовых.
Елена Годовых отметила, что особое значение тут имеет качество базового образования. Дети должны хорошо знать историю, разбираться в исторических, политических, экономических процессах.
— Преподавателям также можно фиксировать внимание детей на процессе профориентации через интересную форму подачи, когда дети могут проявлять свои знания, в том числе в викторинах. В ходе такой игры нужно подводить детей к самостоятельным выводам, как те или иные события влияют на их будущее. Но это должно быть не только через искренность, но и через настоящих героев и лидеров мнений. Это могут быть и сами ребята, и активисты, которые участвуют в профориентационном процессе. И здесь как раз возникает большая проблема подготовки педагогов, профориентаторов, профессионалов, которые могут пойти и заниматься профориентационной работой, разбираясь в той или иной специальности, которая имеет хорошую базу общего образования, — подвела итог Елена Годовых.