Корпоративный конфликт в «Первой Гильдии Ростовщиков» вылился в уголовное дело по факту мошенничества на десятки миллионов рублей. Столичным сыщикам предстоит выяснить, не только то, в чьих карманах осели наличные капиталы, но и то, имели ли место дача ложных показаний, фальсификация документов и оговор. Что общего между Ларисой Долиной и Эльвирой Глуховой и почему в этой драме «с тремя известными» не разобраться без Достоевского — читайте в нашем расследовании.

Итак, что же общего между романом Достоевского, обманом Ларисы Долиной и корпоративным конфликтом в Первой Гильдии Ростовщиков?

В августе страну потрясла история с обманом Ларисы Долиной, которая якобы стала жертвой телефонных мошенников. Знаменитая певица, как сообщили СМИ, перевела свои сбережения на подконтрольные счета преступников, да еще и продала в их интересах свою роскошную московскую квартиру. Общая сумма ущерба составила 200 млн рублей. Несмотря на то, что «звездная» жертва обмана все платежи сделала самолично и на добровольных, как говорится, началах, правоохранительные органы мгновенно возбудили дело о мошенничестве и наложили арест на проданное певицей жилье, куда уже попытались вселиться новые вроде как добросовестные покупатели. Более того, в считанные часы была арестована посредница, через которую Долина передала мошенникам часть денег.

Интересно, что в это же время в столице развивается другая история, в которой также обозначились признаки мошенничества, сознательного обмана, добросовестных заблуждений, манипуляций с документами и злоупотреблений правом. И по странному стечению обстоятельств сумма фигурирует одинаковая – 200 млн рублей. Правда, непосредственные участники этой драмы не столь известны, как попдива, возможно, поэтому реакция правоохранительных органов не так стремительно усердна, как того требует взыскательная Фемида. Впрочем, обо всем по порядку.

Друзья по бизнесу

Из бессмертных произведений Федора Михайловича Достоевского любому школьнику известно, как страшно и чем чревато ростовщичество. Между тем в нормальном обществе с капиталистической экономикой за этим жутковатым словом кроется вполне конкретная общественная польза. Ростовщик помогает найти друг друга тем, кто хотел бы вылезти из долговой паутины, и тем, кто имеет свободные деньги и готов рискнуть заработать на них больше, чем на привычных для многих депозитах. Процесс этот очень творческий и может включать не просто реализацию залогового обеспечения должника, но и создание венчурных проектов, открытие новых бизнесов, организацию интересных партнерских связей. Именно такими общественно полезными идеями вдохновили друг друга столичные предприниматели Андрей Савкин и Эльвира Глухова, когда в 2019 году познакомились на одной из сделок и решили совместно заниматься бизнесом в рамках деятельности ООО «Первая Гильдия Ростовщиков».

Надо ли уточнять, что в таком деле, как займы и кредитование, важнейшим словом является «доверие». И оно было в отношениях этих двух деловых партнеров, к слову, примерно равных по возрасту. За период с 2019 по 2022 год в рамках совместных проектов Савкиным и Глуховой было проведено более двухсот сделок. При этом они удачно распределили роли, сделав ставку на сильные качества друг друга: Андрей проявил себя отличным переговорщиком, Эльвира же брала системным мышлением и концептуальностью.

Суть бизнеса заключалась в том, что один привлекал инвестиции, а вторая – заемщиков, упаковывая это все в сделки и сопровождая сформированный портфель в части сбора платежей, просуживания и реализации заложенного имущества. Здесь-то как раз и нужны были свежие идеи, оригинальные проекты, нестандартные решения и имелся простор для творчества! Оборот у компании был небольшим, но далеко не всегда денежные операции подтверждались документально. Слово партнера-ростовщика в тот момент казалось крепче хрестоматийного купеческого рукопожатия. На этом фоне деловые отношения Эльвиры Салаватовны и Андрея Петровича довольно быстро переросли в дружеские: семьи начали общаться, дети – учиться в одной школе. Ничего не предвещало беды. Но драме, как оказалось, суждено было случиться. И она случилась.

«Осенью 2021 года Андрея словно подменили, – рассказывает Эльвира Глухова. – Он стал очень напряженным, скрытным. Я сначала все списывала на общую гнетущую атмосферу (внешнеполитическая напряженность, пандемия, он и сам переболел ковидом). Но оказалось, увы, что мой партнер, которому я верила, пользуясь удобным случаем, попросту решил начать у меня за спиной свою игру. Однажды он заявил, что обороты стали для него угрожающе большими, клиентов, размещающих через него свои деньги, уже слишком много, поэтому ради его спокойствия я должна подписать документ, гарантирующий «в случае чего» выкуп мною всего портфеля долгов. Не ожидая подвоха, я подписала обязательство, по которому должна была полностью или частично выкупить портфель клиентов по первому же требованию Андрея. На тот момент размер этого портфеля составлял 153 086 000 рублей».

Занятные расчеты

Начало СВО Андрей Петрович воспринял однозначно как форс-мажор и начал диалог о пересмотре рабочих договоренностей либо выполнении того самого обязательства о выкупе. Вскоре Эльвире от Андрея поступило «интересное» предложение о партнерстве, согласно которому все доходы компании делились бы пополам, причем без учета расходов и степени вклада каждой из сторон. Не согласна? Тогда есть альтернатива – нужно разом выкупить весь портфель. От прежнего понимания общности бизнеса, его интересов, репутации компании, совместной деловой истории не осталось и следа. Эльвира, не имея на тот момент возможности выполнить взятые «формально, для подстраховки» обязательства, начала взывать к совести и логике: «Мы ведь оба прекрасно понимали, что в реальности деньги поступали не ко мне, а к клиентам. А все, что в моих силах, – это обеспечить их возврат через судебное и досудебное взыскание». Но и совесть, и логика предпочли отмолчаться…  

Следующей дверью, в которую постучался Андрей Петрович, стала дверь Истринского городского суда. Корпоративный конфликт длился больше года и сопровождался тягостным судебным разбирательством. Исковое заявление Савкина включало требование к Глуховой о взыскании денежных средств в размере 201 млн 333 тыс. 255 рублей 82 копейки. В эту цифру хитроумно уместилась как сумма самого (так и не проданного!) портфеля, так и проценты, «накапавшие» по нему.

31 мая 2023 года именем Российской Федерации Истринский городской суд Московской области признал обязательства Глуховой Эльвиры Салаватовны перед Савкиным Андреем Петровичем на сумму 199 млн 221 тыс. 800 рублей. Соответственно, в удовлетворении встречного иска, где Эльвира Глухова на семнадцати страницах привела свои аргументы в пользу безденежности обязательств и недействительности сделки, было отказано. Дальше было рассмотрение апелляционной жалобы в Московском областном суде – результат нулевой. И 8 ноября 2023 года решение Истринского городского суда вступило в законную силу.

Первое мировое

«К тому времени я уже отчетливо осознавала, что двести миллионов – немалые деньги, которые я на тот момент выплатить не смогла бы, – рассказывает Эльвира Глухова. – Савкин, похоже, также осознавал это. Поэтому, понимая безвыходность своего положения и необходимость спасать бизнес, я решила сделать предложение заключить мировое соглашение на сумму сто миллионов с рассрочкой на пять месяцев».

Андрей Петрович принял это предложение. Подписание мирового соглашения состоялось в присутствии юристов с обеих сторон и было скреплено обещанием Савкина прекратить все войны.

Все тот же Истринский городской суд утвердил 20 февраля 2024 года мировое соглашение, по которому Савкин Андрей Петрович отказывается от взыскания денежных средств с Глуховой Эльвиры Салаватовны, присужденных решением от 31 мая 2023 года по гражданскому делу, а Глухова Эльвира Салаватовна обязуется выплатить Савкину Андрею Петровичу денежную сумму в размере 100 млн рублей, где выплаты разбиваются на пять платежей и любая просрочка более чем на пять рабочих дней возвращает статус-кво и автоматически восстанавливает к исполнению решение суда от 31 мая 2023 года.

Стоит ли говорить, что Эльвира Глухова выплатила всю сумму строго по графику до мая 2024 года, сохранив и репутацию, и финансовую состоятельность своей компании – «Первая Гильдия Ростовщиков». Казалось бы, здесь нам и поставить точку в этой поучительной истории, которая вполне достойна стать кейсом в методичке по корпоративным конфликтам. Но мы не зря упомянули в самом начале, что конфликт продолжается по сей день. Точку здесь, как вскоре выяснилось, ставить рано, хотя владелица «Первой Гильдии Ростовщиков» до 18 июля 2024 года была абсолютно уверена, что конфликт исчерпан.

Итак, что же было дальше? 18 июля 2024 года многодетная семья Глуховых, совершенно ничего не подозревая, отправляется на отдых в Сочи. Но в тот день долгожданное море детям и их родителям увидеть не удалось. Прямо в аэропорту всех пятерых «снимают» с рейса, и представители правоохранительных органов осуществляют принудительный привод Эльвиры Глуховой, ее супруга и детей, включая ребенка-инвалида, в УВД по Центральному административному округу Москвы. Ей сообщают, что она проходит свидетелем по уголовному делу (о существовании которого до этого момента никто в семье не подозревал), возбужденного по факту мошенничества (ст. 159, ч. 4), совершенного в отношении потерпевшего Артема Грединарова – человека, который выступал доверенным лицом и юристом Андрея Петровича на протяжении всего времени его партнерства с Эльвирой и который некоторое время даже был сотрудником ее компании по настоянию Андрея.

Сделки и «хотелки»

Уголовное дело, как выяснилось, было возбуждено еще 14 февраля 2024 года (за шесть дней до вступления в силу мирового соглашения!) и касается интересов все того же Андрея Петровича Савкина. Теперь в «истории ростовщиков» всплывает новая сумма – 50 млн рублей. И появляется новая фамилия – Грединаров. По поручению Савкина он приобрел в ООО «Первая Гильдия Ростовщиков» закладную клиента М. стоимостью 50 млн рублей, которую получил собственноручно в офисе компании. Далее в рамках сделки по перезалогу этого объекта произошло погашение обязательств клиента на сумму порядка 52 млн рублей (с учетом процентов). Однако господин Грединаров утверждал, что эти деньги до него не дошли, а их якобы украла Эльвира Глухова. Оговоримся, что эта вполне рутинная для финансового рынка процедура (хоть и сложная для понимания не посвященных в него граждан) сегодня фигурирует в виде версии. Во всяком случае так излагает ее Эльвира Глухова в своем заявлении по факту давления и незаконного – на грани террора – преследования, направленном в начале августа на имя Уполномоченного по правам человека в г. Москве. А что же в материалах уголовного дела? Там господин Грединаров утверждает, что оригиналы документов, подтверждающих получение им денег, он отдал, будучи введенным Эльвирой Салаватовной Глуховой в заблуждение. И денег, мол, никаких он не получал. Знакомые мотивы? В ходе очной ставки в полиции Грединаров прямо подтвердил, что спорные 50 млн рублей на самом деле не его, а принадлежат А. П. Савкину, в чьих интересах он и действовал. Также было выяснено, что никакими документами не подтверждается ни факт передачи этих денег Савкиным Грединарову, ни факт возврата их Грединаровым Савкину, ни факт истребования их к возврату. Удивительно, как можно передать столь существенную сумму без подписания каких-либо документов? Здесь можно говорить либо о доверии на уровне святости, либо о странной забывчивости, либо о сознательном введении следствия в заблуждение. Но еще более удивительно, как можно по прошествии двух лет не требовать их возврата – да, именно столько времени прошло с тех пор, как Грединаров приобрел в ООО «Первая Гильдия Ростовщиков» закладную клиента М. и тот впоследствии ее погасил.

Театр одного актера

Итак, мы наблюдаем сегодня новый виток конфликта между двумя бывшими коллегами, соратниками и друзьями. Когда-то они весело отдыхали вместе, а теперь один радостно потирает руки, когда у другой семейный отдых был цинично сорван – билеты пропали, отели «сгорели», дети в слезах. Тут уж впору говорить о представлении не по Достоевскому, но по Шекспиру. Впрочем, жизнь коварнее любого театра. В ней одной сценой не обойдешься. Воистину: как сыграть одновременно человека, который согласовывает проект мирового соглашения, отказываясь от дальнейших финансовых претензий к ответчику и обещая мир, и в это же самое время продумывает новое заявление в полицию с очередными финансовыми претензиями к тому же ответчику? Но время способно не только сжиматься, но и растягиваться. И отсюда появляется новый вопрос без ответа: если господин Грединаров (читай – Савкин) был «введен в заблуждение» и не получил свои законные 50 млн рублей летом 2022 года, что мешало ему тут же отправиться в полицию с соответствующим заявлением? Кто бы стал выжидать полтора года при таких серьезных убытках? Тебе бы, читатель, хватило выдержки? А может, и не было никаких убытков? Как говаривал польский сатирик Станислав Ежи Лец, «некрасиво подозревать, когда вполне уверен»…

Уголовное расследование продолжается. Наша редакция будет следить за развитием этой занимательной и поучительной истории.

Эльвира Глухова:

– Специфика нашего бизнеса заключается в том, что мы сталкивается с самыми разными ситуациями. Долговые обязательства – это сложные процессы, где доверие, как важная составляющая бизнеса, ходит рука об руку с обманом. Именно поэтому я всегда поддерживала контакты с правоохранительными органами, консультировала в случае необходимости и даже оказывала прямое содействие в раскрытии преступлений. Я уверена, что как в полиции, так и в Следственном комитете, в прокуратуре много честных, профессиональных и ответственных следователей, которые разберутся в этом деле, выявят виновных, а меня и мою семью защитят от незаконного преследования и противоправного морального давления, запрещенного Конституцией Российской Федерации и уголовным правом.

Back To Top