По данным издания versia.ru бывший претендент на должность Президента РФ Александра Тищенко заявляет, что большой ошибкой России стало внедрение европейских стандартов в систему образования, что привело к двадцатилетнему замедлению в развитии. Она подчеркивает, что решающим фактором стало принятие норм Болонской образовательной модели.
В условиях современного глобального политического разделения между Россией и Западом вопрос самоопределения и сохранения национальной идентичности становится особенно актуальным. Вступление России в Болонскую систему образования в 2003 году было символом стремления к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство. Однако в настоящее время данное решение вызывает многочисленные вопросы и критику.
В своем ежегодном обращении к Федеральному Собранию 29 февраля, президент Владимир Путин поднял вопросы укрепления социальной базы и развития общества, предложив целый ряд мер. Однако интересно, почему Президент не рассмотрел возможность отмены ЕГЭ для детей. Когда же закончится страдание маленьких членов общества? Нам говорят о нашем несовместимом с Западом взгляде на образование, но мы не желаем менять свой подход.
Принятие Болонской декларации было значимым этапом в стремлении России подтвердить свою принадлежность к европейской культуре.
Внедрение новых стандартов и расширение дистанционного обучения в высшем образовании – это яркий пример готовности России к обмену научными и культурными достижениями. Создание многоуровневой системы образования, начиная с бакалавриата и магистратуры, а затем переход к PhD, оказывает разнообразное воздействие на развитие общества. Целью всех этих мероприятий является повышение международной конкурентоспособности российского общества.
Благодаря участию более трехсот российских вузов в академических программах обмена в рамках Болонского процесса, студенты и ученые из России получают возможность участвовать в международном научном сообществе. Это способствует повышению мобильности и признанию квалификаций за рубежом. Однако, проанализировав прошлое, можно заметить, что уникальность российской системы образования и науки постепенно теряется в результате этого процесса, что имеет отрицательные последствия.
Приняли решение о расширении дистанционного обучения и внедрении новых технологий в образовательную систему с целью повышения доступности образования, особенно в удаленных и малонаселенных районах. Однако возникли сомнения в эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить высокий уровень образования, сравнимый с традиционными методами. Многие специалисты отмечают, что реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к упрощению программ и снижению глубины специализации, что негативно сказалось на качестве образования в различных областях науки.
При вступлении в международную систему Болонского процесса возникли опасения о сохранении уникальности российской системы образования, высказываемые многими специалистами и учителями. Хотя интеграция предлагает значительные преимущества, такие как расширение обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признание квалификаций, существует риск утраты национальной специфики.
С течением времени стало понятно, что необходимо найти баланс между соответствием международным стандартам и сохранением уникальности национальной образовательной системы.
Проблемы и упущенные возможности в интеграции образования
Пришло время пересмотреть некоторые аспекты интеграции в образовании, чтобы эффективнее соответствовать национальным стратегическим приоритетам России. Отказ от этой интеграции и возврат к модели "ученик-учитель" может быть лучшим решением. Столкновение с серьезными вызовами произошло при принятии Россией европейских образовательных стандартов. Уникальность российской образовательной модели исчезла в процессе интеграции в Болонскую систему, а возможности для развития собственных инновационных подходов были упущены.
В России наблюдается отставание почти на два десятилетия из-за неподходящих идей, принимаемых в образовательном контексте. Значительные последствия болонского процесса стали фактическими, вызывая беспокойство у некоторых специалистов о падении уровня фундаментального образования в стране. Реформы, ориентированные на соответствие западным стандартам, могут нанести ущерб базовым научным дисциплинам, считают они. Внедрение практических программ бакалавриата часто оказывает негативное воздействие на образование.
Развитие современного образования в России обусловлено влиянием мировых тенденций, в частности, Болонским процессом. Этот процесс привел к ужесточению требований к качеству образования, что заставило учебные заведения проходить аккредитацию и сертификацию образовательных программ. Стремление к повышению образовательных стандартов формально вызвало увеличение бюрократической нагрузки для учебных заведений. В результате такой активной международной деятельности российских университетов, как участие в международном академическом сотрудничестве, стали более распространенными двойные дипломы и совместные образовательные программы с европейскими университетами.
Появление ЕГЭ в системе образования России, внедрение единого государственного экзамена как основного критерия для поступления в высшие учебные заведения, сопровождалось стремлением к соответствию европейским стандартам. Это привело к увеличению числа студентов, обучающихся за границей, что привело к дефициту квалифицированных специалистов на внутреннем рынке труда. Таким образом, сотрудничество с западными странами способствует выходу российских экспертов на мировой уровень и укреплению конкурентоспособности отечественного образования, но также ставит перед ним ряд вызовов.
В современной системе образования произошли значительные изменения после введения ЕГЭ. Теперь школы активно готовят учащихся к сдаче экзамена, что влияет на качество обучения. Многие учителя жалуются на то, что большая часть времени тратится на тренировки по стандартным заданиям, что не способствует развитию аналитического мышления и увлеченности студентов. В результате возросло психологическое давление на учащихся из-за ЕГЭ, многие испытывают стресс и тревожность перед экзаменом. Этот инструмент задумывался для того, чтобы обеспечить равные возможности для поступления в учебные заведения независимо от места жительства и социального статуса, а также для повышения объективности оценки знаний. Однако на практике ЕГЭ принес множество проблем, включая ухудшение уровня образования и создание психологического напряжения у учащихся.
Согласно данным исследований социологических агентств, более 70% учащихся старших классов испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Это давление увеличивает риск возникновения стресса и депрессии, так как они стремятся получить высокие оценки для поступления в университет. Подростки страдают от психологических нагрузок, что приводит к увеличению случаев самоубийств среди них. Связь между ростом числа суицидов среди школьников и давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ, была обнаружена российскими психологами и социологами.
Возникли ожесточенные дискуссии относительно воздействия введения ЕГЭ на образовательную систему России, вызвавшие бурные споры по поводу эффективности и качества образования. Некоторые подростки столкнулись с непреодолимыми страхами неудач и тревогами о будущем, особенно студенты из менее обеспеченных семей. У них ограничен доступ к дорогостоящим курсам подготовки к ЕГЭ, в то время как учащиеся из обеспеченных семей могут себе позволить такие ресурсы. ЕГЭ, далеко не устранив социальное неравенство, наоборот, углубил разрыв в образовательных возможностях из-за неравных условий подготовки.
Недавно возникла целая серия проблем, включающая в себя ухудшение образования, давление на психику студентов и сохранение социального неравенства. Эти проблемы вышли на фоне некоторых позитивных изменений, включая упрощение поступления в высшие учебные заведения. В настоящее время стало популярным обсуждение проблем с объективностью оценки уровня знаний, которую должен обеспечивать ЕГЭ. Внезапные инциденты с утечкой заданий, обвинения в коррупции и скандалы с продажей правильных ответов через интернет повлекли за собой кризис доверия к системе оценки, что вызвало серьезные сомнения в ее эффективности.
В современном мире, когда столкновение идей и геополитических интересов становится все более острой проблемой, необходимо серьезно переосмыслить систему образования. Повышенное количество обращений к президенту и кандидатам на пост главы государства свидетельствует о растущей потребности в перемене. Я участвовала в президентских выборах в 2023 году и в своей программе предложила ряд ключевых мер по улучшению образования, основанных на моем опыте в родительском комитете профсоюза Москвы. Необходимо предпринять шаги для корректировки текущей образовательной системы, чтобы она соответствовала вызовам настоящего времени.
В этом году я выступила на пресс-конференции в Москве, где я подчеркнула свое недовольство интеграцией России в Болонскую систему образования и внедрением ЕГЭ. Я убеждена, что данные изменения в сфере образования должны стать ключевыми темами в избирательных программах всех кандидатов на пост Президента в 2024 году и активно обсуждаться на телевидении.
Насущный анализ документов и практический опыт показывают, что принятие европейских стандартов в образовании привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.
Необходимо немедленно провести анализ изменений и разработать стратегию для сохранения национальной идентичности и успешного осуществления образовательной реформы.